Российская газета,
26 сентября 2019 г.
Гони монету
324 просмотра
ОСАГО меняет правила игры, но жалоб меньше не становится. По словам правозащитников, закон об «автогражданке» далек от идеала и напоминает лоскутное одеяло, которое никак не удается залатать. Чем на этот раз недовольны автолюбители?
С 1 июня нынешнего года вступили в силу поправки в федеральный закон об ОСАГО, которые связаны с появлением в России нового института - финансового уполномоченного (закон о нем был принят еще в июне 2018-го). Все водители отныне, заключая договор со страховой компанией, получают правовой статус потребителей финансовых услуг. Меняется и механизм разрешения их споров со страховыми компаниями в сфере ОСАГО - теперь заниматься разногласиями будут финуполномоченные.
Раньше пострадавший в аварии должен был первым делом обратиться с претензией к страховщику, а потом - в суд, если возникала такая необходимость. Сейчас в цепочке появилось еще одно звено: после страховой компании потребителю финансовых услуг дорога не в суд, а к финуполномоченному. Тот вынесет решение по жалобе, и только в том случае, если компания-страховщик не согласится его исполнить, пора обращаться в суд, при этом не пропустив 30-дневный срок со дня вступления в силу решения финансового уполномоченного.
Насколько эффективным с точки зрения защиты прав пострадавших будет этот механизм? У экспертов есть сомнения, что свежеиспеченные финансовые омбудсмены справятся с рассмотрением потока жалоб.
При этом очевидно, что еще одно звено увеличивает расходы потерпевших, если они пользуются услугами представителей. Так, за услуги посредника, например, в Омске, придется доплатить в среднем пятнадцать тысяч рублей.
- Цель создания нового финансового института - разгрузить суды. Однако похоже на то, что издержки внедрения нового механизма лягут на плечи рядовых автомобилистов, - считает председатель правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - Электронные услуги, конечно же, вещь удобная. Только далеко не все в этом разбираются. Несмотря на рост автомобильного парка, страховые сборы из года в год падают. А это говорит о том, что владельцы «железных коней» либо экономят на автогражданке, либо ездят по фальшивым полисам. В Сибири такое происходит сплошь и рядом, в последнее время приходится разбирать десятки подобных дел.
По словам правозащитников, не оправдала себя и введенная два года назад система авторемонта, которую также «освоили» страховые компании. Бизнес в надежде сэкономить на так называемых автоюристах и мошенниках, устраивающих подставы с одним и тем же авто и многократно получающих страховку, предложил заменить денежные выплаты натуральными услугами. Однако жалоб от владельцев машин в результате такой рокировки меньше не стало.
- Дело в том, что закон предполагает ремонт, в том числе старых машин, с помощью новых деталей и узлов. А дорогие иномарки вообще влетают страховым компаниям в копеечку. Поэтому они все чаще в целях экономии предлагают автовладельцам заключить соглашение о денежной компенсации. И в этом случае доплаты ложатся на плечи автомобилистов, - поясняет Игорь Пушкарь.
- Я вожу машину недавно, и когда в страховой компании мне предложили солидную компенсацию, сразу согласилась, - рассказывает омичка Марина Лужкова. - Поняла, что промахнулась, только когда привезла битое авто в автосервис, где мне выставили просто астрономический счет. Пришлось раскошеливаться.
Эксперты утверждают, что подобные случаи становятся тенденцией. Отчаянное желание страховщиков экономить стало одной из причин того, что страховые сборы продолжают падать - потребители отказываются от бесполезных, с их точки зрения, услуг. Чтобы активизировать продажи, компании вынуждены снижать цены: в большинстве регионах, в том числе сибирских, цены на полисы ОСАГО пошли вниз.
Однако «оживить» ОСАГО могло бы снижение не цен, а количества недостатков обязательного автострахования. На это могли бы повлиять и новые поправки в закон, уравнивающие права участников движения. Пока же очевидны перекосы. Например, при аварийной езде полис дорожает сразу на 45 процентов, а при безаварийной дешевеет только на пять. Или в случае ДТП с частным автомобилем максимальная выплата в случае смерти пассажира составляет 500 тысяч рублей, а для общественного транспорта она в четыре раза выше. Есть и другие статьи закона, которые было бы неплохо скорректировать в соответствии с европейскими стандартами.
В настоящее время рынок автострахования в стране представлен 45 компаниями, входящими в Российский союз автостраховщиков. 65 процентов «пирога» приходится на пять из них. По сути, речь идет о монополизме, который влияет в том числе и на принятие соответствующих законов, считают омские правозащитники. Поменять ситуацию могло бы активное участие в данном процессе не только страховщиков, но и потребителей их услуг, прежде всего автомобилистов.
Светлана СИБИНА
Российская газета - Экономика Сибири
Вся пресса за 26 сентября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
|
Република Алтай, 6 мая 2025 г.
Доля доходов из Территориального фонда ОМС в частные клиники снизилась на 30%

|
|
Коммерсантъ онлайн, 6 мая 2025 г.
Сам себе страхователь

|
|
РИА Новости, 6 мая 2025 г.
В ГД предложили обеспечить аллергиков вакциной от аллергии на пыльцу по полису ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые премии вырастут, если правительства не примут меры по борьбе с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
WTW запускает инструмент мониторинга на основе искусственного интеллекта Radar Vision

|
|
Комсомольская правда-Казахстан, 6 мая 2025 г.
На всякий пожарный случай

|
|
korins.ru, 6 мая 2025 г.
Михаил Мишустин призвал аграриев снижать риски с помощью страхования урожая

|
|
Лента.Ру, 6 мая 2025 г.
Россиян предупредили об одном виде автоподстав

|
|
Business FM Челябинск, 6 мая 2025 г.
Челябинское УФАС возбудило дело по рекламе страховых услуг от банка

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 6 мая 2025 г.
В Челябинске УФАС возбудило дело по рекламе ОСАГО от ВТБ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые компании США превосходят своих коллег из Великобритании по уверенности и стратегии в отношении ИИ

|
|
Вечерняя Казань, 6 мая 2025 г.
Экс-сотрудник ЦБ запутался в махинациях «Ак Барс Меда»

|
|
ТАСС, 6 мая 2025 г.
В Запорожской области страховые компании готовы начать работу с бизнесом

|
|
Казахстанская правда, 6 мая 2025 г.
Страховая медицина: вопросы без ответов

|
 Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|